Главная страница проекта ИНФОРМАТИКА-21

Наука Школе

Проблемы и реформы школьного образования в исторической перспективе (статьи А.И.Любжина)

Последняя правка: 2010-12-04


Ниже дается список основных публицистических работ А.И.Любжина на темы школьного образования.
Взгляд А.И.Любжина — это взгляд историка и филолога-классика, что особенно ценно, так как позволяет поставить размышления о месте информатики в школьном курсе в широкий культурный контекст и задать им соответствующую планку.
Тем более, что переклички с привычными нам темами порочного круга, культуры и качества и т.п. очевидны.

Опыт изучения высших форм человеческой коммуникации в филологии и истории насчитывает тысячи лет (достаточно вспомнить различные формы герменевтики). Поскольку буква «К» в аббревиатуре ИКТ — именно от коммуникации, то было бы грубейшей ошибкой пренебрегать таким колоссальным опытом.

Контуры реформы образования (2010-03-01)
... интеллектуальное усилие возможно только с каким-то материалом, который уже заложен в память — и чем существенней усилие, тем больше материала для него нужно. Немыслимо научить думать, не дав значительных познаний.

Ловушка модернизации (2010-01-27)
... Математика в советской школе никак не была ущемлена. Это самая сильная сторона советской школы, поскольку, кроме математики, в ней не оставалось предметов, содействующих «наращиванию интеллектуальных мускулов» [1]. ... чтобы оценить развивающий потенциал предмета, нужно смотреть на сложность задач.
... Информатика .. ключ всех мыслимых модернизационных концепций ... информатику можно преподавать либо прививая пользовательские навыки, либо готовя программиста. Второй тип – развивающий; думаю, я не сильно ошибусь, если скажу, что в области программирования можно придумывать задачи, ничуть не менее сложные, чем математические, а по типу и развиваемым интеллектуальным навыкам отличные от них; введение элементов программирования в школьную программу можно было бы только приветствовать.
Но в информационном обществе нужно не это. Нас будут нацеливать на поиск информации. Это как? Вот я искал и нашел свой документ по яндексу ... Пользовательские навыки – вещь полезная. ... Однако педагогическая ценность этой работы для интеллектуального развития ребенка примерно такая же, как выполнение инструкций по приготовлению борща. Насколько нам известно, серьезное преподавание программирования – вещь не столь частая
...

Опыт о развращающем обучении (2010-01-05)
... косвенное воздействие на человеческую душу — именно через культурные формы и их передачу — один из самых мощных воспитательных инструментов, какими мы только можем располагать. ...

<это прямо к «вопросу о выборе языка программирования для школьных уроков информатики» —прим. info21>

Филология и школа (2009-07-21)
... Мы попали в ситуацию порочного круга. Низкий культурный уровень публики, отсутствие с ее стороны спроса на добротные издания приводят к тому, что и предложение подстраивается под ее потребности – книги, попадающие на прилавок, как правило, весьма невысокого качества с филологической точки зрения. В свою очередь этот уровень способствует консервации общественного невежества; конечно, располагай публика хорошо изданными книгами, это не приведет автоматически к культурному росту; но тогда он будет хотя бы возможен. ...
... то, что было хорошо для гимназиста Российской Империи, поступавшего в университет с тремя-четырьмя древними и новыми языками, категорически противопоказано современному школьнику с разговорным английским, освоенным с грехом пополам и без соответствующего навыка чтения ...

Поминки по сочинению (2009-06-02)
... Одно из самых видных образовательных событий нынешнего года — утрата сочинением роли выпускного и вступительного экзамена. ... эта мера была встречена (подавляющим большинством, но не всеми) в штыки. ... имеет смысл post factum описать образовательные возможности этого жанра — хотя бы потому, что отрицающие его пользу (к которым относится и Ваш покорный слуга) оказались в явном меньшинстве ...

Станет ли хозяйственный кризис образовательным? (2009-01-26)
... Защитники СССР обычно иронизируют: дескать, при утонченных дворянах страна в лаптях ходила, а тупые совки сделали атомную бомбу и вышли в космос. ... посмотрим попристальнее на «тупых совков». ...
... Развитие русской школы требовало
серьезного проектирования в содержательной области ...; общим знаменателем может служить реплика, возникшая в разговоре с коллегой из Перуджи: «наши обезьяны подражают всему наихудшему, что только найдут». Это не злонамеренностью ... объясняется, и даже не глупостью, а узостью личного опыта и кругозора. ...

Школа и поле идеального (2008-08-04)

Сумерки всеобуча (2008)
    Статья первая, 2008-06-16
<ЕГЭ; была ли катастрофа; кто виноват>
    Статья вторая, 2008-06-20
<о целях преподавании изящной словесности; где выход>
    Статья третья. О народничестве, 2008-06-27

    Статья четвертая и последняя. Химера общего образования, 2008-07-02

“Так живет весь цивилизованный мир…” Русская школа и Запад. Очерк взаимоотношений (6 мая 2003)
... Устав 1871 года — самый радикальный западно-традиционалистский документ во всей истории русского просвещения — был утвержден Императором вопреки мнению большинства Государственного Совета (случай исключительный!). Что же касается последующей реализации его идей, то не стоит верить юмористам вроде Дорошевича и даже Чехова (юмористы вообще — плохой исторический источник). ... лучшие частные школы — гимназии Л. Поливанова, С. Фишер в Москве, К. Мая в Петербурге — были радикально-классическими школами, где принципы реформы 1871 года проводились в жизнь более последовательно, чем в гимназиях казенных.
... Гейзенберг и Паули, далекие от филологических наук, отдавали предпочтение студентам, подготовленным по старинке. Сравнение было не в пользу «реальных» концепций. Но тенденция демократической нивелировки оказалась сильнее ...
... В России разворачивались совершенно иные процессы. После ленинско-крупского развала на основе самых передовых и прогрессивных идей наступила сталинская реакция, совместившая щаповский проект с авторитарностью старой гимназической формы.
Реставрация полная не удалась — латынь в школы не смог вернуть (хотя и намеревался и отдал соответствующий приказ) даже Сталин.
Попутно было сделано великое педагогическое открытие: для воспитания интеллектуально полноценной молодежи специализированная физико-математическая школа не хуже, чем старая классическая гимназия (хотя культурно она и слабее).
Фактически трехчленная система (довольно высокого уровня авторитарная народная школа и специализированные физмат- и языковые школы) работала весьма неплохо; в ней было лишь одно «слабое звено» — языковая спецшкола, не имеющая специального инструмента личностного роста (новые языки являться таковым практически не могут); отсюда — гуманитарная отсталость страны. ...

Диалог о красоте и достоинстве русского слова (2006-12-26)
... Деяния тогдашних новаторов он характеризует — на мой взгляд, вполне справедливо — как «реформу, в которой выразились злоба недоучек (сиречь либералов) и преступное недомыслие устроителей всеобщего счастья (то есть коммунистов)».

Гуманитарное образование в современной школе: как преодолеть его провинциализм? (2006-10-30)
... Иностранные языки (в особенности древние) хороши тем, что можно - в отличие от литературы и истории - ставить задачи любого масштаба, от самых простых до весьма трудоемких. Кроме того, здесь 1) сравнительно легко постепенно увеличивать сложность заданий и 2) тренировать одновременно память и мышление, давая задания, которые актуализируют абсолютно все ранее полученные знания.
Это делает изучение языка со сложной грамматикой даже более интересным образовательным инструментом, чем математика: здесь комбинации различных тем появляются естественно, на каждом шагу. ...

Сознательный грех? Некоторые посильные возражения для читателей А.А.Пинского (2003-10-14)
... Душа советского образования - его авторитаризм, обеспечивавший главную характеристику плодотворной учебы - ее трудность. Этот стержень был из образования вынут ...
... Сейчас то и дело сталкиваешься с вопросом, чем молодые люди вообще занимались в школе: о какой перегрузке тут можно говорить!
... каким образом можно научить и научиться думать, оперируя только простыми и примитивными наборами фактов, без возможности выстраивать сложные системы взаимосвязей и взаимодействий?
... "Женщина, у которой в ушах настоящие бриллианты, голову держит по-другому" ... те, кто кладет
<классическое образование> в основу своего образования ...как раз и "голову держат иначе".

Авторитаризм и реформа (2003)
... Авторитаризм есть содержание, которое нельзя смешивать с формами, в которых он проявляется ...
... С классической гимназией и образовательной традицией Российской империи у либералов и большевиков были свои счеты ... тт. Крупская и Лунапаркский-Лупанарский довели ее до nec plus ultra: из школы были изгнаны всякие серьезные занятия и все намеки на русскую культуру.
Сталину пришлось спасать положение весьма крутыми мерами. ...
... по моему недемократическому мнению, следует дополнительно попортить кровь четырем-пяти сотням лентяев и оболтусов, чтобы дать человеку такого ранга получить то образование, какое он способен взять. ...
... гуманитарной подготовке школьников был нанесен удар такой мощности, что серьезной гуманитарной науки у нас нет до сих пор, и появится она нескоро. ...
... когда ... профессии проститутки и киллера утратили монополию на привлекательность, здравые подходы к образованию оттого не стали более распространенными ...
... социальный фон, на котором работает современная школа, заключается в недоразвитости общественных представлений о том, что такое образование, в сочетании с низким престижем образованности в глазах детей и нежеланием правительства не только исправлять, но и хотя бы понимать эту ситуацию.

Солнце Гомера. Что такое “кризис образования” (2003)
... Для того, чтобы школа могла выполнять свое предназначение,
она должна быть проникнута пафосом вечных и нерушимых ценностей.

Главная страница проекта ИНФОРМАТИКА-21

Наука Школе