http://www.russ.ru/culture/besedy/it_obrazovanie_i_konkurentosposobnost_strany · 
Слова:   IT-образование и конкурентоспособность страны 
Яндекс никак не связан с авторами и содержимым страницы  

Беседы

IT-  образование > и < конкурентоспособность > < страны 

Сегодня практически вся страна следит за судьбой директора сельской школы из Пермской области, обвиненного в использовании пиратского программного обеспечения. Этот вопрос настолько будоражит умы российских граждан, что по нему высказались не только общественные деятели, но и официальные лица (министр образования и науки и президент страны). Мы беседуем на эту тему с Исааком Иосифовичем Калиной, директором департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки России.

 

"Русский журнал": Скажите, Исаак Иосифович, то, что произошло в этой сельской школе, - это случайность или такое развитие событий сегодня закономерно?

Исаак Калина: Если вести речь только о системе образования, то это, конечно же, редкий случай. Все государственные контракты на поставку компьютерного оборудования в школы в рамках федеральных целевых программ предусматривают в том числе и установку лицензионного программного обеспечения (ПО). Отступления от этого правила, провоцирующие работников системы образования на установку пиратского программного обеспечения, могут случаться лишь по вине чересчур "экономных" субъектов Российской Федерации или отдельных муниципалитетов.

Подобные случаи редки и в большинстве своем устраняются сразу же после выявления. Получившая широкую известность ситуация в Пермской области, конечно же, не является показательной для системы образования.

Если же смотреть с точки зрения Российского государства в целом, это, безусловно, тревожный "звонок", который должен заставить нас всех серьезно задуматься. Дело в том, что уровень проникновения пиратского программного обеспечения в различных отраслях нашей экономики составляет, по данным исследовательских компаний, от 60% до 80%. Борьба с пиратством на растущем российском рынке уже сегодня занимает не только самих производителей лицензированного программного обеспечения, но и привлекаемую ими "тяжелую артиллерию" в виде правительств некоторых развитых стран, получающих максимальные выгоды от наличия в их странах развитого сектора производства программного обеспечения.

Как раз для системы образования вероятность пострадать от борьбы с пиратством в любом случае не слишком высока: и имиджевый урон от атаки на образовательные учреждения для производителей программного обеспечения будет слишком чувствителен, да и не выгодна им такая борьба. Большинство производителей, напротив, были бы только рады, если бы умение работать с их программным продуктом прививалось с детства. Посмотрите, и в этом случае компания - производитель программного обеспечения выступила с официальным заявлением о том, что она не рассматривает данное дело как злостное нарушение своих прав, не заявляла и не намерена заявлять гражданского иска.

Несмотря на лояльную позицию производителя программного обеспечения, российская система образования должна на произошедшее событие отреагировать созданием для образовательных учреждений, призванных формировать у обучающихся уважение к закону, всех необходимых условий, позволяющих им в повседневной практической деятельности демонстрировать уважение тех ценностей, приверженность к которым они собираются прививать обучающимся.

Такая позиция соответствует решению России о вступлении во Всемирную торговую организацию, когда на российские предприятия и организации по мере реализации этого решения давление производителей программного обеспечения будет становиться все сильнее. Со временем практически все российские предприятия будут поставлены перед выбором способа снижения своей конкурентоспособности - либо путем отказа от автоматизации определенных производственных процессов, либо за счет серьезного роста затрат на отчисления правообладателям лицензий на привычные программные продукты, без которых компьютер для сотрудников предприятий превратится в бесполезное железо.

 

РЖ: Как получилось, что Россия фактически оказалась "на игле" коммерческого программного обеспечения? Почему так произошло?

И.К.: Одна из главных причин этого - инерция нашей системы IT-образования. Педагоги не слишком часто задумываются о наличии такой проблемы. Наше IT-образование выбрало самый простой путь - наименьшего сопротивления, следования традициям. В российской деловой практике получила максимальное распространение некая коммерческая операционная система? Значит, и в учебном заведении необходимо обучаться именно работе в этой операционной системе. На компьютерах абсолютного большинства российских менеджеров установлен коммерческий офисный пакет того же производителя? Значит, и в учебном заведении необходимо применять персональные компьютеры с изначально установленным, лишающим студентов права выбора программным обеспечением.

Нужно сказать, что индустрия программного обеспечения умело поддерживает такую тенденцию. Коммерческие монополисты всячески стараются закрепиться в умах тех, кто только знакомится со сферой информационных технологий. На это нацелены широкие акции по пропаганде того или иного программного обеспечения, специальные лицензионные программы для учебных заведений, которые снижают стоимость владения официальными лицензиями на программное обеспечение для учебных заведений на порядки по сравнению с обычной их стоимостью. Порой лицензионное программное обеспечение передается даже бесплатно, ведь в условиях острой конкуренции IT-продукции очень важно, чтобы школьник или студент с юных лет привык работать именно с этой операционной системой, именно с этим пакетом программ.

Послушное следование IT-образования за технологиями, предложенными западными лидерами разработки коммерческого программного обеспечения, все глубже привязывает юных граждан нашей страны к конкретным программным продуктам, лишая их права выбора в будущем, а российские предприятия будут вынуждены либо тратить средства на переобучение сотрудников, либо принимать навязанные частными западными компаниями дорогостоящие лицензии на коммерческое программное обеспечение.

Посмотрите - бизнес западных гигантов программного рынка в России растет огромными темпами. Например, знаменитая компания - лидер на рынке операционных систем доложила о росте своих продаж в 2006 финансовом году по всему миру на 11%, а в России - на целых 72%. Этот показатель опережает рост всей IT-сферы нашей страны за тот же период в три раза, а рост всей экономики России - почти на порядок! Такие цифры свидетельствует об опережающем росте расходов российской экономики на коммерческое программное обеспечение. Если топливно-энергетический комплекс страны в силу уникальности своего положения такого экономического давления может и не заметить, то менее крупные несырьевые предприятия будут ощущать его все сильнее и сильнее с каждым годом.

Не следует забывать и о том, что государственные органы тоже являются активными покупателями программных продуктов, а значит, речь идет не только об экономике, но и об информационной безопасности страны. Процесс сертификации коммерческого программного обеспечения и проверки его исходных кодов на отсутствие уязвимостей весьма трудоемок, да и не все производители предоставляют возможности по изучению их продуктов.

 

РЖ: Может быть, перед лицом таких угроз запретить использование иностранного программного обеспечения? Если сегодня нет такого же российского программного обеспечения, неужели государство не может заказать его разработку?

И.К.: Такие предложения довольно часто возникают после очередного громкого дела о пиратстве в области программного обеспечения.

К примеру, при поддержке некоторых производителей российского коммерческого программного обеспечения поднимаются предложения о законодательном запрете использования западного программного обеспечения - хотя бы в государственных информационных системах. К сожалению, в силу относительной неразвитости российской программной индустрии такой подход, если он будет принят, приведет либо к отставанию России в сфере информатизации из-за резкого падения качества и функционала используемого программного продукта и его технической поддержки, либо - и это еще в самом удачном случае - к смене зависимости от западной фирмы на зависимость от российской коммерческой компании. Впрочем, и российскую фирму вполне может купить иностранный технологический гигант с огромной капитализацией.

Еще одно популярное предложение - создать программное обеспечение за государственный счет. Конечно же, попытки вложить государственные средства в создание жизнеспособного программного продукта, наверное, имеют смысл - особенно для использования такого программного обеспечения в государственных (защищенных) системах. Однако опыт убедительно демонстрирует, что на свободном рынке экономических субъектов государственным программным продуктам занять заметные позиции по всей ширине спектра крайне затруднительно и такие государственные инвестиции, если их попытка будет предпринята, вряд ли окупятся с точки зрения роста экономики страны.

В качестве примера предлагаю вспомнить неоднократные заявления Счетной палаты Российской Федерации (в том числе на состоявшейся в начале февраля 2007 года коллегии ведомства) о том, что не совсем удачное участие государства в разработке и внедрении программного обеспечения для алкогольной отрасли обернулось для бюджета страны серьезными убытками.

 

РЖ: Так что же, все останется по-прежнему? Или все же есть выход из сложившейся критической ситуации?

И.К.: Думаю, нам не стоит ждать решения этой проблемы одними только силами российской отрасли информационных технологий. Причина тому не только в серьезных финансовых выгодах, которые российские IT-компании получают от дистрибуции и внедрения западных лицензионных продуктов. Просто большинство российских IT-компаний еще недостаточно крупные, они в состоянии следовать за тенденциями рынка, но пока не имеют сил их формировать.

Выскажу предположение, что попытки разрешить эту ситуацию без привлечения системы образования несостоятельны. Ключ к решению проблемы - именно в школах и институтах.

Дело в том, что выход из ловушки коммерческого программного обеспечения хорошо известен. В последние годы зависимость от набирающих силу гигантов коммерческого программного рынка обеспокоила не только Россию. Во всем мире получило широкое распространение программное обеспечение с так называемым открытым кодом. Главные преимущества "открытого кода" в том, что окончательная сборка программного обеспечения может быть произведена с соблюдением всех необходимых требований по защите информации, да и диктат коммерческой фирмы-производителя при такой схеме попросту невозможен. (Программное обеспечение с открытым кодом может свободно использовать и даже исправить в своих интересах любая организация или частное лицо.)

Когда говоришь об открытом программном обеспечении, многие вспоминают прошлое десятилетие. Действительно, раннее программное обеспечение с открытым кодом было существенно более сложным в использовании, чем коммерческое программное обеспечение, а отсутствие широкого доступа к интернету не позволяло получать эффективную техническую поддержку такого программного обеспечения.

Однако в начале нового столетия благодаря бурному развитию телекоммуникаций программное обеспечение с открытым кодом получило уже такое распространение, что его использование возможно практически во всех отраслях экономики; а по своему удобству и эффективности использования оно зачастую ни в чем не уступает коммерческому. Более того, помимо низкой стоимости свободно распространяемое программное обеспечение имеет определенное преимущество в профессиональном плане.

Подтверждением этому служит продолжающийся переход на программное обеспечение с открытым кодом муниципалитетов нескольких крупных европейских городов в Испании, Германии и Великобритании, отдельных министерств и ведомств сразу нескольких стран Южной Америки и даже отдельных учреждений министерства обороны США. (Не говоря уже о широчайшем использовании такого программного обеспечения в деятельности коммерческих фирм, в том числе довольно крупных.) Принципы использования открытого программного обеспечения все шире распространяются в мире, и это несмотря на то, что лоббировать переход на него просто некому - оно, напротив, лишает привычных сверхприбылей производителей коммерческого программного обеспечения. Впрочем, этот фактор во многом и является ключевым для пользователей программного обеспечения с открытым кодом.

Поскольку я далек от мысли считать себя специалистом в области IT-образования, я был бы даже рад убедиться, что мои опасения по поводу сложившейся ситуации необоснованны. Тем не менее полагаю, что система образования просто обязана задуматься над тем, какое экономическое напряжение для страны в ближайшие годы создаст продолжение обучения школьников и студентов исключительно на базе коммерческого программного обеспечения. Понятно, что реализовать выход из накатанной колеи использования коммерческого программного обеспечения исключительно сложно, что системе образования намного проще оставить все как есть. Однако если целесообразность для экономики страны такого пути развития не оспаривается, то нам нужно решаться на серьезные шаги.

Если детей в России изначально знакомить со свободно распространяемыми программными продуктами, адаптированными для начинающих пользователей, то мы все вместе выйдем из одномерного, так привычного для большинства из нас IT-образовательного пространства и перейдем в многомерное IT-пространство, полное альтернатив и свободного выбора. Ни в коем случае не хотел бы, чтобы мои слова воспринимались как какое-то конкретное предложение, и все же уверен, что нашим инициативным ученым, разрабатывающим учебные курсы и пособия по информационным технологиям, вполне по силам создать эффективный курс, базирующийся на приоритетном использовании программного обеспечения с открытым кодом. Именно в тот день, когда первые выпускники учебных заведений, освоившие и такой курс, покинут классы и учебные аудитории и придут на рабочие места, мы поймем, что российской экономике оказана реальная помощь. Сохранив для выпускника возможность выбора, умение использовать и коммерческое, и открытое программное обеспечение, мы тем самым даем дополнительный шанс российским компаниям, всей российской экономике повысить конкурентоспособность в условиях современного глобального рынка.

 

Беседовал Сергей Волков

 

История вопроса

Версия для печати Послать по почте Обсудить
Обсуждение
9 февраля 2007 г. | 2:00

Информатика-21

Уже пятый год сущесвтует общественный проект Информатика-21 (адрес сайта: http://www.inr.ac.ru/~info21/; достаточно сделать поиск по названию проекта).

Проект пропагандирует идеи, подобные высказанным И.И.Калиной (см. материалы на сайте проекта, в частности, "октябрьский" доклад 2006 г.).

Проект предлагает высококачественное программное обеспечение с открытым кодом, основанное на разработках выдающегося пионера информатики Никлауса Вирта, и практически идеально подходящее для построения систематических вводных курсов информатики на уровне как средних школ, так и младших курсов университетов (на сайте свободно доступны два соответствующих комплекта, есть форум и активная группа поддержки/разработки).

Основная идея проекта -- построение единой системы вводных курсов уровня старших классов средних школ -- младших курсов университетов по образцу и в развитие существующей уникальной системы математического образования. А также создание единой технологичесой ИТ-среды в средних школах, что возможно благодаря уникальной простоте предлагаемого ПО.

За пять лет существования проекта мы услышали все возможные возражения -- и не увидели никаких достойных конкурентов нашим предложениям.
Книга недели

Стратегия опоры исключительно на свои силы приводит не к уменьшению, а к увеличению числа угроз. Российской элите пора задуматься над тем, на кого мы будем опираться в обеспечении национальной безопасности в ближайшие двадцать-тридцать лет.

ПРО в Европе - это либо гипертрофированная предусмотрительность, что не исключено, учитывая начавшуюся в Штатах 11 сентября 2001 года коллективную паранойю, либо "разводка". Понятно, что на самом деле никто ни с кем воевать не собирается.


Blade runner, герой, бегущий по лезвию. Точнее, он не бежал - катился на одном колесе инвалидной коляски. Чуть не докатился до победы и укатил в вечность.

RJ
© Содержание - Русский Журнал, 1997-2006. Наши координаты: russ@russ.ru Тел./факс: (495) 725-78-33 Условия перепечатки. Хостинг - Synterra
Rambler's Top100

http://www.russ.ru/culture/besedy/it_obrazovanie_i_konkurentosposobnost_strany · 
Слова:   IT-образование и конкурентоспособность страны 
Яндекс никак не связан с авторами и содержимым страницы  
Слова, найденные в заголовке, меню или многострочных областях ввода, выделены угловыми скобками ('<' и '>').