Наука — Школе |
3 июля 2007 г. факультет информатики ТГУ, кафедра информатики и ИКТ ТОИКПРО, межшкольная группа «Лидер» (г. Стрежевой) провели семинар на тему «Преподавание программирования в школе и вузе на базе Компонентного Паскаля».
Научные руководители семинара:
Костюк Ю.Л., профессор, д.т.н., зав. кафедрой ТОИ ТГУ, г. Томск
Ткачев Ф.В., д.ф.-м.н., в.н.с. ИЯИ РАН, г. Москва, координатор
проекта Информатика-21.
Доклады (с 10:00 до 14:00)
1. Поздняков А.А. (Элекард) Требования к уровню профессиональных компетенций в ИТ-индустрии.
2. Ткачев Ф.В. (ИЯИ РАН) Компонентный Паскаль/Оберон как технологическая основа единой системы вводных курсов информатики (краткое изложение основной идеи проекта «Информатика-21»). (Презентация: документ в формате Блэкбокса /13К, pdf /80К.)
3. Костюк Ю.Л. (ТГУ) Проблема стандартизации школьной дисциплины «Информатика». (Презентация: pdf)
4. Розина А.В. (Томск) Преподавание дисциплины «Информатика» в школах Томской области.
Обед с 14:00 до 14:45
Мастер-классы (с 15:00 до 17:00)
1. Попков А.И., Ильин А.С. Компонентный Паскаль как универсальная среда для обучения основам программирования.
2. Дехтярев И.А. (Брянск), Ермаков И.Е. (Орел), Ильин А.С. (Томск) Компонентный Паскаль в среде Linux.
Место проведения: факультет информатики
ТГУ (2 учебный корпус, ауд. 102).
Контакты: Фукс Ирина Львовна, старший
преподаватель кафедры ТОИ
e-mail:
foox AT inf.tsu.ru
тел:
(382-2)-52-94-96 (рабочий).
Краткие впечатления о семинаре
В семинаре участвовало около двух десятков преподавателей школ и вузов, в том числе из Новосибирска (а это 5 часов в один конец). Активность участников -- высокая.
Реально обсуждения начались еще накануне вечером (прекрасный летний вечер при окнах, открытых на зелень деревьев и лужаек ТГУ), когда были устранены некоторые пробелы в понимании того, как устроены средства объектно-ориентированного программирования в Компонентном Паскале. Действительно, средства ООП введены в Компонентный Паскаль/Оберон очень "незаметно", без лишней синтаксической помпы. Коллективно была приготовлена соответствующая демонстрация, которая оказалось очень полезной на следующий день, когда один из участников семинара, энтузиаст ООП, начал резко высказываться в адрес КП, очевидно, по ошибке предположив, что КП такой же "необъектный" язык, как и старый Паскаль. Демонстрация устранила (кажется) недоразумение.
Второй прозвучавший на следующий день
критический голос принадлежал некоему энтузиасту "спортивного программирования". Прежде всего он сообщил, что "система" преподавания программирования,
на его взгляд, есть в таких заведениях, как ИТМО (С.Петербург). На это легко
возразить, что такие "системы" нацелены на почти штучное обучение специально
отобранных ребят, и их опыт невозможно перенести на проблему создания общей
системы вводных курсов программирования (как эта проблема
ставится в Информатике-21). Пропуская пару
критицизмов, не заслуживающих внимания (насчет какой-то детали синтаксиса, а
также насчет какого-то искусственного теста на скорость сборщика мусора, в
котором Java оказалась быстрее), упомянем лишь еще
один тезис, что, мол, мастеров спортивного программирования охотно берут на
работу зарубежные компании -- на что было высказано возражение в том духе, что
задача российской системы образования скорее уж в том, чтобы готовить людей для
работы в российской индустрии, и хотя бы поэтому не система общего образования
должна идти за "спортивным программированием", а в точности наоборот. Не говоря
уже о том, что программированию нужно эффективно учить далеко не только будущих
профессиональных программистов.
В целом же, как показывает опыт, критика со стороны "спортивных программистов",
несмотря на категоричный тон, неизменно отличается крайним субъективизмом,
незрелостью и отсутствием конструктива. Что, разумеется, до некоторой степени
извиняется возрастом критиков.
Самый, пожалуй, важный комментарий на
семинаре принадлежит Светлане Николаевне Коваль (методист отдела
образования Советского района, Новосибирск): реально имеет место жестокая
нехватка учебных часов на информатику. В таких условиях очень
привлекательно в предложениях Информатики-21, что все преподавание общих курсов
-- от "черепашек" для младших школьников (демонстрации А.И.Попкова и А.С.Ильина)
до основ объектно-ориентированного проектирования во вводных университетских
курсах -- можно выстроить в одной современной среде, не теряя драгоценного
времени на многократное переучивание учащихся. (Здесь
можно вспомнить и недавние заявления Главного сан. врача РФ Г.Онищенко о
перегруженности школьников, так что надеяться в плане учебных
часов не на что.)
Остается в который раз подчеркнуть, что уже в течение 5 лет с момента запуска
проекта сколько-нибудь полноценных альтернатив предложениям Информатики-21 не
обнаруживается.
Семинар проходил в прекрасном компьютерном классе ФИ ТГУ. Организация -- выше всяких похвал (заслуга в первую очередь Ирины Львовны Фукс и Юрия Леонидовича Костюка). Погода была отличная, обед хороший, перерывы полноценно обеспечены чаем, кофе, печеньем и прочим кипятком.
Короче, семинар получился — полное удовольствие. Включая прогулки по вечернему Томску, полному молодежи :-)
Наука — Школе |