Наука — Школе |
Главная страничка занятий с 5-классниками Предыдущее занятие Следующее занятие
На втором занятии присутствовало 6 человек (три девочки и три мальчика), из которых только двое (Марина и Влад; см. первый снимок) были на первом занятии:
Никто из них программированию прежде не обучался. Ольга Александровна в основном сосредоточилась на помощи Васе, компьютерный опыт которого минимален.
Остальные пацаны (ниже на снимке Влад и Игорь)
довольно уверенно натыркали узоров по образцу, который Влад запомнил с первого занятия: процедура из более-менее случайной комбинации 3-4 команд (Идти..., Повернуть...), так что многократные вызовы процедуры без ее изменения производят круговой узор (темное кольцо на экране у Влада).
Вот пример подобной процедуры:
PROCEDURE vvv*; VAR BEGIN Идти( 100 ); Повернуть( 30 ); Идти( 50 ); Повернуть( 170 ); END vvv;
Девять вызовов порождают узор справа. (В теперешней черепашке процедуру можно вызвать кликом по ее имени в заголовке где звездочка.)
После того как пацаны поймут, что они делают (на что, впрочем, потребуется время), следующим шагом просится цикл.
Однако общая осмысленность действий пока повыше была у девочек (на фото Марина, Лиза, Женя):
Марина явила образец собранности, уверенно вспомнив все важное с
первого занятия — несмотря на новогодние каникулы. Она же и единственная, кто
принес отдельную тетрадку для записей.
(На следующее занятие принести чистые тетради Ольга Александровна наказала
всем.)
Лиза, почувствовав, что редактировать текст программы нелегко,
сознательно потренировалась в выделении, перетаскивании и размножении фрагментов
текста — слов и команд.
Очевидно, тут нужны специальные упражнения. Ведь нужно уверенно запомнить руками
не так мало движений (двойной клик для выделения слова, нажимать
Ctrl для копирования мышкой, отступы ...). Причем это
приемы универсальные. Очевидно, в течение курса нужно по некой системе выполнять
какие-то упражнения для уверенного овладением редактированием.
Но неожиданнее всех выступила Женя. Она с полуслова ухватила суть дела и проявила четкое инстинктивное понимание, что такое состояние черепашки и как оно меняется в зависимости от выполняемых команд.
Причем и со смыслом команд она разобралась по списку в справке почти без помощи. А это не так уж тривиально, так как и более старшие школьники нередко испытывают род ступора, когда нужно прочесть и понять фрагмент документации. (Надо будет поинтересоваться у нее насчет чтения.)
На экране слева от окошка с рисунком виден список команд черепашки. Примерно так он выглядит на данный момент в текстовом виде (и нуждается в шлифовке):
... PROCEDURE ЗадатьЦветЛиста (цвет: INTEGER); PROCEDURE ПоднятьПеро; PROCEDURE ОпуститьПеро; PROCEDURE Идти (расстояние: REAL); PROCEDURE Перейти (x, y: REAL); PROCEDURE Повернуть (наУгол: REAL); PROCEDURE ВзятьКурс (азимут: REAL); PROCEDURE ВыбратьЦветПера (цвет: INTEGER); PROCEDURE ВыбратьЦветПераКЗС (к, з, с: INTEGER); PROCEDURE ВзятьТонкоеПеро; PROCEDURE ВзятьТолстоеПеро; PROCEDURE Показать; PROCEDURE Скрыть; PROCEDURE Снимок; PROCEDURE Ширина (): INTEGER; PROCEDURE Высота (): INTEGER; PROCEDURE ЗаКраемЛиста (): BOOLEAN; PROCEDURE ОпущеноЛиПеро (): BOOLEAN; PROCEDURE ГдеX (): INTEGER; PROCEDURE ГдеY (): INTEGER; PROCEDURE КаковКурс (): INTEGER; PROCEDURE КаковЦветПера (): INTEGER;
Правда, с точки зрения собственно программирования Женя действовала хоть и энергично, но незатейливо: домик вырисовывала с помощью процедур с одной командой черепашки; на фото справа под рисунком домика видно, что в теле процедуры — 4я строчка — только одна команда, примерно так:
PROCEDURE jjj*; VAR BEGIN ПоднятьПеро END jjj;
Тем не менее, самостоятельность и целостный контроль всего проекта с ее стороны впечатлил — тем более, что она самостоятельно поэкспериментировала с командами, прежде чем рисовать домик. Азарт же был таков, что она не ушла, пока не дорисовала свой домик (воспользовавшись тем, что Ольга Александровна обычно остается в компьютерном классе после этого урока). Однако при попытке сохранить работу:
выяснилось, что содержимое с такими усилиями нарисованной картинки не сохраняется — сохраняется лишь текст процедуры. Но так как идея попытаться сохранить работу пришла в голову не Жене, то она и не расстроилась. Зато Ольга Александровна получила хороший аргумент, чтобы убедить Женю, почему на следующем занятии нужно будет закодировать рисунок целиком в единственной процедуре.
Выводы
Явно нужны
специальные упражнения на освоение клавиатуры и редактирование. Начинать только
с этого в факультативной группе нехорошо — народ заскучает и разбежится. Но это
нужно: без уверенного владения клавиатурой и мышью управлять компьютером
нельзя.
Есть ли какие-то наборы упражнений на эту тему?
Мнение О.А.: Стандартные тренажеры — решение неудачное.
То, как поупражнялась Лиза, выглядит ближе к тому, что нужно, но этого слишком
мало.
Комплект Черепашки в текущем виде ощутимо громоздок для первых занятий. В самой черепашке есть глюки (не работает установка цвета; даже если info21 просто чего-то не понял в беспокойной обстановке компьютерного класса, это все равно глюк — глюк дизайна).
"Въезжание" в
Черепашку и ориентация в ней "спотыкает" человека с хорошим опытом работы на
стандартном ББ — многовато новых "свистулек и бубенцов", глубокая польза которых
не очевидна.
Ясно, что в дальнейшем при переходе на стандартное программирование в ББ все
время придется что-то дообъяснять. Надо бы как-то тут все сгладить.
Надо бы больше
цветных пятен, особенно для девочек.
В целом, видимо, нужен некий упрощенный гибрид Черепашки и модуля эмуляции
графики Турбо Паскаля из первого школьного комплекта Блэкбокса.
Девочки пока показывают в сумме больше толковости, чем мальчики. Что бы это значило :-)
Элементы аналитической геометрии из этих черепашек прямо-таки прут. Интересно, куда это заведет лет через 50.
Главная страничка занятий с 5-классниками Предыдущее занятие Следующее занятие
Наука — Школе |