Наука — Школе |
Главная страничка занятий с 5-классниками Предыдущее занятие Следующее занятие
До занятия
Выгружая
фотки на свой основной комп после предыдущего занятия, info21
обнаружил, что в фотокамере, неосторожно подсоединявшейся к компу в классе,
затаился вирус (RavMonE.exe+AUTOEXE.INF).
Ольга
Александровна, узнав, с тяжким вздохом прокомментировала, что это безнадежно: компы (за исключением главного,
учительского) кишат вирусами. info21 сразу вспомнил,
что в конце декабря пришлось переформатировать диск на одном из
рабочих компов (слава богу, не главном) -- очевидно, после того как туда
опрометчиво была воткнута флешка, с которой в классе устанавливался ББ на
все компы на первом занятии — а info21-то
еще радовался...
Поикалось, в общем, гордому сисадмину...
В
четверг приезжали из Орла Б.В.Рюмшин, сисдамин
орловского сайта, и
И.Е.Ермаков, автор сборки Черепашек-Роботов, которые мы используем.
Привезли учебник Кушниренко и др. с исполнителями (1990). Ольга
Александровна откомментировала в таком духе: сей учебник был больше
ориентирован на ситуацию, когда в школах не было компов, а, скажем, в 1991
г., когда О.А. пришла в школу, получше был учебник В.А.Каймина
(привет гиперактивному нику ВАК с форумов
ПЕДСОВЕТ,
которому принадлежит замечательная фраза: "Учиться нужно победно!").
Занятие
Народ был представлен теми же лицами. О.А. твердой рукой направила его к компам приделывать крышу домику. Квадрат был нарисован и сохранен еще в прошлый раз.
Пунктик с крышей в том, что народ еще мог вернуть черепаху в верхний угол квадрата (некоторые даже догадались поднять перо) и направить ее оттуда под углом вверх. Но где черепашке остановиться и куда идти потом?
Первым справился Тима, за что и был почетно сфотографирован вместе со своей крышей:
Схватывает парень.
info21 тут же проверил, чем занят остальной народ — оказалось, бурно машут руками, планируя второй скат крыши:
Кстати, недавно где-то проходила новость, что махание руками помогает детям думать (впрочем, взрослые ученые дяди тоже машут ничего себе — и тем сильнее, чем туже с мыслями).
И вот тут возникла загвоздка — у разных участников стала возникать
одна и та же
проблема (она выпрыгивала еще на предыдущем занятии, но мозг отказался
поверить глазам своим): окошко с черепашкой и программой покрывается серой сеткой и
выскакивает Трэп (Trap) — это называется "Блэкбокс
выбросил кишки" (но, к счастью, не умер).
info21 от удивления (это явно и
сильно выходит за рамки обещанного
"поработать напильником") стормозил и не сделал фото, т.к. напрягся
соображать, что же делать. А делать вот что:
Закрыть
окошко Трэп.
Сохранить
содержимое посеревшего окошка (проще всего Ctrl+S, но
можно и через меню: Файл, Сохранить).
NB В левом вехрнем углу окошка есть иконка —
после сохранения она должна стать белой из серой, хотя само окно попрежнему
будет покрыто серой сеткой.
Закрыть
посеревшее окошко.
Открыть
документ с работой снова — он должен открыться как ни в чем не бывало,
программа должна быть точно такая, как в момент посерения.
(Тут такая техничная последовательность нажатий
для Спасти-Закрыть-Открыть: Ctrl+S, Ctrl+F4,
Ctrl+O.)
Продолжать
как ни в чем не бывало.
Справедливости ради нужно добавить, что у Влада, например, за 4 занятия (а у Жени за 3) этого ни разу не произошло. У кого-то из девочек случалось не раз. Может быть, тут играют роль особенности ручек и/или компа. Конечно, исправим: таких вещей не должно быть, хотя пока это не критично.
А тем временем автор пакета Lab пусть икает.
Принцип Калашникова Избыточная сложность — это уязвимость |
Все произошло по стандартной для сферы ИТ схеме: молодые люди, ни в чем плохом не замеченные (даже наоборот), вдохновленные тем, что они "теперь все могут" (так им кажется), громоздят Великую Весчь (так им кажется). Ну и, конечно, делают ее слишком сложной — потому что, ясное дело, если она будет простая, никто не поймет, какие они ... талантливые, — в общем, спешат сгромоздить, чтобы там было всё.
А Принцип Калашникова ("Избыточная сложность -- это уязвимость") наказывает безжалостно: правда, наказанными часто оказываются не эти молодые люди (они-то все баги, на которые успели напороться, героически устранили и, довольные собой -- "Мы ожидаем, что..." -- отправили Весчь в мир).
Что-то это всё напоминает, кого-то мы привыкли пинать в мыслях ногами за такие падающие продукты...
Так вот, собственно мораль:
Преподаватели информатики должны вбивать учащимся в головы (но сначала, конечно,
себе), что
избыточная сложность — это уязвимость,
и кто-нибудь когда-нибудь как-нибудь обязательно будет за нее наказан (ну или
заплатит).
Именно в сфере ИТ этот принцип особенно актуален: молодежь по вышеописанной схеме громоздит избыточную сложность с такой силой, с какой невозможно это делать ни в каком кирпичном строительстве или железном машиностроении. А пипл хавает (и даже просит). На эту тему можно много говорить, но пока хватит сказанного.
Примеры избыточной сложности:
— почти любой школьный сайт с совершенно ненужными фреймами, ненужной анимацией
и прочими ненужными бирюльками (редкое исключение: сайт
Хабаровской школы программистов);
— почти любой продукт и не только Майкрософт.
Вот подумал ... и завел специальную страничку, — такой уж он важный, всех постоянно наказывающий Принцип Калашникова.
На борьбу с трапами ушло довольно много времени.
Тем временем Влад подшустрил: не только крышу приделал, но и врезал дверь:
Кто-то в красном пытался примазаться к чужой славе (как это обычно и бывает в истории человечества), но ему это не совсем удалось.
А в дверях уже стали завидовать:
Но просочиться в класс было боязно, т.к. процессом пришел интересоваться сам Николай Петрович (Н.П.Кучер, директор лицея):
Аккуратная Марина все показала — и квадрат, и крышу, не ударив в грязь лицом:
Тем временем прозвенел звонок, и пацаны выкатились к гостье:
Но гостье они были не особо интересны — она ждала подружек, которые с уже привычным упорством отказывались уйти, не дорубив окна и двери в своих домиках:
Гостья не вытерпела ожидания и просочилась в класс:
Выяснилось, что опять Женя продвинулась дальше всех, прорубив не одно, а два окна:
В процедуре видно, как логически связаные команды стоят в одной строке, например:
ПоднятьПеро; Перейти(50, 50); ОпуститьПеро;
это значит, черепашке нужно прыгнуть в точку с координатами
50, 50, не таща за собой линию;
или комбинация типа
Повернуть(90); Идти(100);
которая повторяется несколько раз. Объективности ради: идея объединения подсказана Жене старшими товарищами: программки получаются уже довольно длинные, и хочется их получше организовать. Объединять в одной строке блоки черепашьих команд — лишь первый простой шаг в этом направлении. Дальше просятся две вещи:
— комментарии;
— процедуры.
Выводы
Первый вывод: по
возможности не стоит совать флешки в школьные компы.
Баскетбол-баскетболом,
но все-таки что-то дать (и как именно?) насчет геометрии (хотя бы координат и
направлений), может быть, полезно было бы еще до первого выхода на компы — или
просто порисовать как Женя. Нужно только, видимо, порисовать целенаправленно.
А то получается борьба сразу с тремя вещами: клавиатурой, координатами,
планированием-программированием. Оно, конечно, полезно побороться, но ведь
путаница в голове...
Учите Принцип
Калашникова.
Еще раз, если кто недопонял: учите Принцип Калашникова!
Главная страничка занятий с 5-классниками Предыдущее занятие Следующее занятие
Наука — Школе |