Главная страница проекта ИНФОРМАТИКА-21

Наука Школе

Главная страничка занятий с 5-классниками   Предыдущее занятие   Следующее занятие

28 января 2008. Четвертое занятие

До занятия

Выгружая фотки на свой основной комп после предыдущего занятия, info21 обнаружил, что в фотокамере, неосторожно подсоединявшейся к компу в классе, затаился вирус (RavMonE.exe+AUTOEXE.INF).
Ольга Александровна, узнав, с тяжким вздохом прокомментировала, что это безнадежно: компы (за исключением главного, учительского) кишат вирусами.
info21 сразу вспомнил, что в конце декабря пришлось переформатировать диск на одном из рабочих компов (слава богу, не главном) -- очевидно, после того как туда опрометчиво была воткнута флешка, с которой в классе устанавливался ББ на все компы на первом занятии — а info21-то еще радовался... Поикалось, в общем, гордому сисадмину...
В четверг приезжали из Орла Б.В.Рюмшин, сисдамин орловского сайта, и И.Е.Ермаков, автор сборки Черепашек-Роботов, которые мы используем. Привезли учебник Кушниренко и др. с исполнителями (1990). Ольга Александровна откомментировала в таком духе: сей учебник был больше ориентирован на ситуацию, когда в школах не было компов, а, скажем, в 1991 г., когда О.А. пришла в школу, получше был учебник В.А.Каймина (привет гиперактивному нику ВАК с форумов ПЕДСОВЕТ, которому принадлежит замечательная фраза: "Учиться нужно победно!").

Занятие

Народ был представлен теми же лицами. О.А. твердой рукой направила его к компам приделывать крышу домику. Квадрат был нарисован и сохранен еще в прошлый раз.

Пунктик с крышей в том, что народ еще мог вернуть черепаху в верхний угол квадрата (некоторые даже догадались поднять перо) и направить ее оттуда под углом вверх. Но где черепашке остановиться и куда идти потом?

Первым справился Тима, за что и был почетно сфотографирован вместе со своей крышей:

Схватывает парень.

info21 тут же проверил, чем занят остальной народ — оказалось, бурно машут руками, планируя второй скат крыши:

Кстати, недавно где-то проходила новость, что махание руками помогает детям думать (впрочем, взрослые ученые дяди тоже машут ничего себе — и тем сильнее, чем туже с мыслями).

И вот тут возникла загвоздка — у разных участников стала возникать одна и та же проблема (она выпрыгивала еще на предыдущем занятии, но мозг отказался поверить глазам своим): окошко с черепашкой и программой покрывается серой сеткой и выскакивает Трэп (Trap) — это называется "Блэкбокс выбросил кишки" (но, к счастью, не умер).
info21 от удивления (это явно и сильно выходит за рамки обещанного "поработать напильником") стормозил и не сделал фото, т.к. напрягся соображать, что же делать. А делать вот что:

Закрыть окошко Трэп.
Сохранить содержимое посеревшего окошка (проще всего Ctrl+S, но можно и через меню: Файл, Сохранить).
NB В левом вехрнем углу окошка есть иконка — после сохранения она должна стать белой из серой, хотя само окно попрежнему будет покрыто серой сеткой.
Закрыть посеревшее окошко.
Открыть документ с работой снова — он должен открыться как ни в чем не бывало, программа должна быть точно такая, как в момент посерения.
(
Тут такая техничная последовательность нажатий для Спасти-Закрыть-Открыть: Ctrl+S, Ctrl+F4, Ctrl+O.)
Продолжать как ни в чем не бывало.

Справедливости ради нужно добавить, что у Влада, например, за 4 занятия (а у Жени за 3) этого ни разу не произошло. У кого-то из девочек случалось не раз. Может быть, тут играют роль особенности ручек и/или компа. Конечно, исправим: таких вещей не должно быть, хотя пока это не критично.

А тем временем автор пакета Lab пусть икает.


Принцип Калашникова
Избыточная сложность — это уязвимость

Мораль о том, как важно соблюдать законы природы

Все произошло по стандартной для сферы ИТ схеме: молодые люди, ни в чем плохом не замеченные (даже наоборот), вдохновленные тем, что они "теперь все могут" (так им кажется), громоздят Великую Весчь (так им кажется). Ну и, конечно, делают ее слишком сложной — потому что, ясное дело, если она будет простая, никто не поймет, какие они ... талантливые, — в общем, спешат сгромоздить, чтобы там было всё.

А Принцип Калашникова ("Избыточная сложность -- это уязвимость") наказывает безжалостно: правда, наказанными часто оказываются не эти молодые люди (они-то все баги, на которые успели напороться, героически устранили и, довольные собой -- "Мы ожидаем, что..." -- отправили Весчь в мир).

Что-то это всё напоминает, кого-то мы привыкли пинать в мыслях ногами за такие падающие продукты...

Так вот, собственно мораль:
Преподаватели информатики должны вбивать учащимся в головы (но сначала, конечно, себе), что
избыточная сложность — это уязвимость
,
и кто-нибудь когда-нибудь как-нибудь обязательно будет за нее наказан (ну или заплатит).

Именно в сфере ИТ этот принцип особенно актуален: молодежь по вышеописанной схеме громоздит избыточную сложность с такой силой, с какой невозможно это делать ни в каком кирпичном строительстве или железном машиностроении. А пипл хавает (и даже просит). На эту тему можно много говорить, но пока хватит сказанного.

Примеры избыточной сложности:
— почти любой школьный сайт с совершенно ненужными фреймами, ненужной анимацией и прочими ненужными бирюльками (редкое исключение: сайт Хабаровской школы программистов);
— почти любой продукт и не только Майкрософт.

Вот подумал ... и завел специальную страничку, — такой уж он важный, всех постоянно наказывающий Принцип Калашникова.


На борьбу с трапами ушло довольно много времени.

Тем временем Влад подшустрил: не только крышу приделал, но и врезал дверь:

Кто-то в красном пытался примазаться к чужой славе (как это обычно и бывает в истории человечества), но ему это не совсем удалось.

А в дверях уже стали завидовать:

Но просочиться в класс было боязно, т.к. процессом пришел интересоваться сам Николай Петрович (Н.П.Кучер, директор лицея):

Аккуратная Марина все показала — и квадрат, и крышу, не ударив в грязь лицом:

Тем временем прозвенел звонок, и пацаны выкатились к гостье:

Но гостье они были не особо интересны — она ждала подружек, которые с уже привычным упорством отказывались уйти, не дорубив окна и двери в своих домиках:

Гостья не вытерпела ожидания и просочилась в класс:

Выяснилось, что опять Женя продвинулась дальше всех, прорубив не одно, а два окна:

  

В процедуре видно, как логически связаные команды стоят в одной строке, например:

	ПоднятьПеро; Перейти(50, 50); ОпуститьПеро;

это значит, черепашке нужно прыгнуть в точку с координатами 50, 50, не таща за собой линию;
или комбинация типа

	Повернуть(90); Идти(100);

которая повторяется несколько раз. Объективности ради: идея объединения подсказана Жене старшими товарищами: программки получаются уже довольно длинные, и хочется их получше организовать. Объединять в одной строке блоки черепашьих команд — лишь первый простой шаг в этом направлении. Дальше просятся две вещи:

— комментарии;
— процедуры.

Выводы

Первый вывод: по возможности не стоит совать флешки в школьные компы.
Баскетбол-баскетболом, но все-таки что-то дать (и как именно?) насчет геометрии (хотя бы координат и направлений), может быть, полезно было бы еще до первого выхода на компы — или просто порисовать как Женя. Нужно только, видимо, порисовать целенаправленно. А то получается борьба сразу с тремя вещами: клавиатурой, координатами, планированием-программированием. Оно, конечно, полезно побороться, но ведь путаница в голове...
Учите Принцип Калашникова.

Еще раз, если кто недопонял: учите Принцип Калашникова!

Главная страничка занятий с 5-классниками   Предыдущее занятие   Следующее занятие

Главная страница проекта ИНФОРМАТИКА-21

Наука Школе