Главная страница проекта ИНФОРМАТИКА-21

Наука Школе

Главная страничка занятий с 5-классниками   Предыдущее занятие   Следующее занятие

14 апреля 2008. Восьмое занятие

До занятия

Были сомнения, нужно ли трудиться сообщать про это занятие и не стоит ли просто заняться подведением итогов, т.к. после такого огромного пропуска по календарным причинам настроение у экспериментуемых было разгильдяйское, а впереди маячил еще один пропуск (21.04 ЕГЭ по математике). Тем не менее, 28-го "связь времен" немножко восстановилась, и ясно, что подводить итоги чуть-чуть рановато. Поэтому всё-таки пару слов.

Уже упоминавшийся Роман Валерьевич Наливкин в ответ на сделанное у нас ранее предложение "найти слова-способы-приемы, чтобы в итоге правильного обучения требование качества оформления и организации программы воспринималось как безусловное и не вызывало никаких вопросов" написал:

"Первое, что приходит в голову - задания, связанные с чтением уже готовых программ (восстановить формулировку условия задачи, анализируя текст программы). Такая штука работает особенно хорошо, когда программу для совместного чтения и анализа готовит один из учащихся (в качестве домашнего задания)."

Совпадение: info21 занимался очередным раундом доведения до ума русского перевода Оберон-версии виртовского учебника Алгоритмы и структуры данных, и тоже обнаружил там рекомендацию обращать внимание на чтение программ. Рекомендация, значит, уже очень старая, а все еще не реализована как следует в системе обучения (впрочем, Роман Валерьевич, очевидно, ее использует). Наверное, в контексте нашей черепашки должно быть что-то типа: "что нарисует данная <простенькая> программа?"

Тем временем скан старого русского перевода версии для Модулы-2 (публиковался в 1989 и 2001 гг.) должен быть выложен на сайте ИСИ СО РАН -- см. новости.

И раз уж речь зашла: русский перевод оберон-версии книги вышел на финишную прямую: это будет (уже есть -- та еще агония получилась с переносом -- формулы и проч.) "активный документ" Блэкбокса, из которого будут работать -- все-не все, но многие -- программы (по кр. мере новые версии рисунков в разделе о рекурсии уже сгенерёны в Блэкбоксе).

Во-вторых, это будет первый перевод, в котором переводчик полностью понял (и правильно перевел) как английскую часть (злополучные перфекты), так и содержательную. Переводчик версии для Модулы-2 явно спешил, начиная с главы 3 о рекурсиях (где-то есть прямое примечание, мол, читатель сам разберется, что хотел сказать Вирт -- при этом текст слегка искажен переводом).
И чем ближе к концу (где самый сложный материал), тем больше: английский текст там специфический, осмысленному переводу по предложениям не поддается (без объяснения вводится термин-существительное, а в следующей фразе от него производится термин-глагол, которые в русской версии становятся разными словами и смысл "разваливается") -- нужно интерпретировать целыми абзацами. Не говоря про ненавязчивое чувство юмора у Вирта.
В общем, сей "активный документ" будет заведомо готов к началу нового уч. года (в комплекте софта для моего курса в МГУ, ну и на сайте, конечно).

А учебник действительно прекрасный: переводчик получил большую пользу, хотя времени на возню с переносом формул и проч. потрачено гораздо больше, чем хотелось бы.


Занятие

Идея занятия была в том, чтобы всех фигурантов перевести на новую -- уже никогда не падающую -- Черепашку, которую в предыдущем занятии опробовал Тима. Теперь у нас Блэкбокс сконфигурирован (для этого в папке System/Mod есть модуль Config.odc длиной в один экран, который можно поменять и перекомпилировать) так, чтобы при запуске он открывался в таком вот состоянии:

Слева -- окно справки (из него теперь можно спокойно копировать команды), за ним -- Рабочий журнал, куда печатаются сообщения об успехе компиляции и т.п., справа -- окно черепашки.

Число команд Черепашки уменьшено -- оставлено пока самое необходимое. Кое-что со временем еще добавим (прямой прыжок в заданную позицию), но пока пусть напрягают мозги. Например, полезное упражнение: провести черепашку в точности по обратному пути и встать в исходную позицию.

Новая программа создается командой "Начать новую программу" в меню Черепашки, сразу в показанном виде со всеми причиндалами, так что остается только копировать из Справки команды:

Команду очистки рисунка можно вставлять как в процедуру, так и вызывать из меню -- что очень удобно: например, легко отлаживать отдельные процедурки (Крыша, Окно, Дощечка и т.п.) независимо от основной.

Кстати, все, что стоит после строки "END МойМодуль." -- компилятор игнорирует. Там можно держать что угодно (например, краткую напоминалочку, как показано). Туда же можно временно переносить куски из программы (например, чтобы посмотреть, как стоит черепашка в какой-то момент).

Командеров (черных кружочков для вызова команд; Ctrl+Q) можно иметь целое "меню" -- для каждой процедуры со звездочкой после имени (как здесь у Пример'а).

Еще кстати: вид нового документа задается в документе Блэкбокса по адресу Info21turtle/Rsrc/Лицей5класс.odc
Сей документ-образец учитель может прямо открыть и поправить как надо для конкретного класса. При создании новой программы через команду меню содержимое копируется в новый документ, так что случайно испортить его нельзя.

Меню можно поправить так, чтобы вызывать другой документ (Инфо, Меню, кликнуть по Info21***; редактировать по образцу, после редактирования сохранить, затем Инфо, Обновить меню -- меню обновится "на лету").

Слух о наших занятиях, очевидно, распространяется, раз мама сама пришла с новеньким, Сашей, и попросила включить его в героический коллектив экспериментуемых. Ольга Александровна взялась за Сашу персонально, чтобы побыстрее ввести в курс:

Парень толковый и подготовленный -- ходил на Байтик и с сентября прошел в Турбо Паскале и циклы-for, и процедуры с параметрами.

Кстати, по этой самой причине он чувствовал себя не очень уверенно: искал то, что было в ТП, но находилось нечто немножко иное (и более мощное). Впрочем, привыкает быстро. Плюс неожиданной приятностью стала возможность быстро набирать целые структуры (p, F5 --> PROCEDURE ....).
Думаю, скорой войдет во вкус и неуверенность пройдет.

На заднем плане фотки видно, что другой фигурант (Влад) занят игрой. Вообще старые фигуранты вели себя оголтело: весна и солнышко, а тут домик. Убедить заняться делом их не удалось. В качестве альтернативы info21 предложил им поиграть в Тетрис (меню Примеры, Тетрис, ESC для запуска, стрелки влево-вправо, стрелка вверх для вращения фигурок, стрелка вниз уронить фигурку), а также в логическую игру Блэкбокс (Примеры, Игра Блэкбокс..., Начать). Как откроется поле, появится новое меню Блэкбокс, в котором есть команда для правил. Помнится, чтение правил вызывало затруднения у 8-классников. От 5-клашек тем более ожидать было нечего, поэтому info21 немножко объяснил и показал. Но игра -- так, сразу, "в лет" -- оказалась трудновата:

Лизавета же смело начала эксперименты, впрочем, бессмысленные:

Явно не желая напрягать логический ум, девочки опустились до цветных картинок для 3-классников:

Выводы

Логическая игра Блэкбокс для 5-клашек трудновата -- впрочем, оснований для научного вывода недостаточно. Надо еще на ком-нибудь проверить.

Парень с опытом Турбо Паскаля переходит на Блэкбокс легко, хотя маленькая помощь требуется.

Переход на новую Черепашку не вызвал затруднений по крайней мере у Ольги Александровны :-) тем более, что там подсказки есть. Насчет основных фигурантов -- в следующем занятии......

Главная страничка занятий с 5-классниками   Предыдущее занятие   Следующее занятие

Главная страница проекта ИНФОРМАТИКА-21

Наука Школе