Главная страница проекта ИНФОРМАТИКА-21

Наука Школе

2007-08-23

Управление образования Витебского облисполкома
Учреждение образования
«Витебский областной государственный ИПК и ПРР и СО»

Язык объектно-технологического программирования Компонентный Паскаль в среде программирования BlackBox

Программа курса по выбору (факультативных занятий) для учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с 12-летним сроком обучения
Витебск, 2007

Авторы-составители:
Кондратович Александр Борисович – начальник отдела компьютерных технологий УО «Витебский областной государственный ИПК и ПРР и СО»,
Шакель Павел Антонович – учитель информатики УО «Браславская государственная гимназия».

Курс по выбору, факультативный курс «Язык программирования Компонентный Паскаль в среде программирования BlackBox» позволяет сформировать у обучаемых основные понятия алгоритмизации и программирования, имеет развивающий характер, способствуя формированию алгоритмического стиля мышления, логики рассуждения, умений формализации задачи и составления алгоритма ее решения. Является вводным в языки программирования.
По усмотрению учителя темы курса могут быть разорваны. Первая часть изучается в 5-10 классах, а вторая – в 9-12 классах. После изучения первой темы могут изучаться другие курсы по выбору связанные с программированием.

Пояснительная записка

Цель курса: заложить основы алгоритмической культуры школьников в процессе решения на компьютере задач; развивать алгоритмическое мышление учащихся с использованием нового языка объектно-технологического программирования Компонентный паскаль.

Задачи курса: формирование знаний учащихся в области основ и методов алгоритмизации и программирования; формирование и развитие интереса учащихся к технологиям и методам создания программ для обработки информации; подготовка учащихся к совместной деятельности для решения различных практических задач.

Дополнительные параметры:
Изучение языка программирования Компонентный Паскаль и среды программирования BlackBox.

Учащиеся знакомятся со средой BlackBox, с языком Компонентный Паскаль, при этом используются программы ввода-вывода информации, формы, элементы формы (кнопки, флажки, списки и т.д.).

Одна из задач школьного образования, связанного с применением компьютеров – популярное изложение важнейших понятий современной науки об алгоритмах.
Данный курс предполагает изучение основ практического программирования с целью на практике показать, как решаются с помощью программирования те или иные задачи из различных областей науки.

По итогам обучения учащиеся должны знать:
• способы ввода-вывода данных в среде BlackBox;
• как описываются и представляются в памяти массивы и строки;
• как происходит передача параметров в процедурах и функциях.
должны уметь:
• организовывать ввод-вывод данных в среде BlackBox;
• описывать и инициализировать массивы, строки;
• программировать на языке Компонентный Паскаль и вести отладку (простейших) программ.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий
Для проведения уроков могут быть использованы различные формы. В каждой конкретной ситуации учитель может самостоятельно выбирать те методы обучения, которые наиболее полно отвечают поставленным задачам и позволяют достигать намеченных целей.
В учебном процессе должно быть уделено особое внимание самостоятельной работе учащихся – решению домашних заданий, проработке дополнительного учебного материала, разбору готовых решений.

Содержание

Компонентный Паскаль. Среда BlackBox.

История создания. Введение в язык программирование Оберон.
Программирование на Компанентном паскале в среде программирования BlackBox
Рабочий стол, рабочий журнал, шрифты, сохранение параметров настройки.
Настройка среды программирования, рабочие папки (каталоги), создание ярлыков, установка шрифтов по умолчанию.
Первая программа, структура, синтаксис. Обязательные требования к среде выполнения.
Словарь и изображение. Операции и ограничители. Комментарии.
Описание модуля, описание процедуры, компилирование, типичные ошибки.
Описания и правила видимости. Предопределенные процедуры.
Выполнение программы, коммандер, работа с рабочим журналом, клавиша F5.
Импорт модулей. StdLog, Math, Strings и других. Получение справки по модулю.
Работа с StdLog, очистка журнала, открытие журнала, использование документации
Типы данных, описание. Переменные и константы. Описания типов. Основные типы. Описания переменных. Выражения. Программирование линейных алгоритмов, математические формулы. Ввод и вывод данных в данных, In, StdLog, Out.
О процедурах и модулях. Создание первых модулей. Процедура. Вызов процедуры.

Логические операции. Организация ветвления.
Условный оператор IF
IF условие THEN команды END;
IF условие THEN команды ELSE команды END;
IF условие THEN команды ELSIF условие THEN команды END;
Оператор выбора CASE
Решение задач с использованием операторов ветвления и выбора.

Циклические алгоритмы.
Цикл с условием продолжения (WHILE)
Цикл с условием окончания (REPEAT)
Цикл с шагом (FOR)
Безусловный цикл LOOP
Операторы возврата RETURN и выхода EXIT
Решение задач с использованием циклических алгоритмов. Массив.

Описания дополнительных процедур
О порядке определения процедур в модуле.
Формальные параметры, Локальные и глобальные переменные константы.
Процедуры-функции.
Ввод и вывод из файла. Использование модулей для программирования олимпиадных задач.
Решение задач с использованием подпрограмм.
 

Объектно-технологическое программирование на Компонентном паскале в среде программирования BlackBox

Формы в среде программирования BlackBox
Создание первых форм. Элементы форм. Переключатели, кнопки, поле ввода.
Простые командные кнопки. Модуль с двумя экспротированными процедурами без параметров (у кнопок нет параметров). В диалоге каждой процедуре соответствует кнопка.
Поле ввода для цепочки литер. Диалог с одной кнопкой и одним полем ввода для цепочки литер.
Поле ввода для целого. То же, что и в предыдущем примере TextField, но в поле ввода предназначено для ввода целого числа.
Диалог с обновляемым результатом. В этом примере будем вычислять и обновлять значение в новом окошке диалога.
Моментальный ввод в формах.
Notifier (обновление результата "на лету", без нажатия кнопок). Обновление результата "на лету", без нажатия спец. кнопки, т.е. диалог вообще без кнопок.
Check box, связанная с BOOLEAN. Check box, связанные с булевскими переменными.
*** То же, но обновление всех полей одним махом.
Check box, связанная с SET. Check box, связанные с SET. Данный диалог может быть частью диалога ввода данных для базы данных школьников
Radio button.
List box.
Selection. Selection. В диалоге можно выбрать одновременно несколько вариантов из списка (Ctrl+щелк или Shift+щелк).
Combo. Combo box. Можно выбрать один из предусмотренных вариантов или задать свой: например, напечатать Браслав.
Нигде в программе (кроме ***) не предполагается знание типов RECORD.
Использование форм и навыков программирования

Ожидаемые результаты.

После успешного прохождения учебного материала учащиеся получат представление:
• о языке программирования Компонентный Паскаль;
• о среде программирования BlackBox;
• об этапах решения задачи, приемах решения логических задач;
• об алгоритме как строгой последовательности решения задачи в виде шагов, которые понятны исполнителю и могут быть им выполнены;

Изучение данного курса предполагает:
• развитие познавательных способностей школьников;
• формирование у них алгоритмического мышления;
• получение реального опыта творческой и исследовательской деятельности;
• повышение интереса учащихся к программированию.

 
Ссылки:
1.  http://informatika-21.su  – сайт проекта Информатика-21
2.  http://oberoncore.ru  – BlackBox в России
3.  http://oberon2005.ru – Европейский центр программирования.
4.  http://wiki.oberoncore.ru
5.  http://forum.oberoncore.ru

Рекомендуемая литература
1. Д. Гуденко, Д. Петроченко Сборник задач по программированию./ Д. Гуденко, Д. Петроченко – Питер 2003. – 471 с.
2. Вирт Н. Алгоритмы + структуры данных = программы / Н. Вирт. – М.: Мир, 1985. – 406 с.
3. Котов В. М. Информатика. Методы алгоритмизации / В. М. Котов, О. И. Мельников. – Мн.: Народная асвета, 2000. – 221 с.
4. Окулов С. М. Основы программирования / С. М. Окулов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 440 с.
5. Окулов С. М. Программирование в алгоритмах / С. М. Окулов. – М. :
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. – 341 с.

Главная страница проекта ИНФОРМАТИКА-21

Наука Школе