ИНФОРМАТИКА-21

Эксперимент в Республике Беларусь

Язык объектно-технологического программирования Компонентный Паскаль в среде программирования BlackBox

Программа курса по выбору (факультативных занятий)
для учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования

Авторы-составители:

Кондратович Александр Борисович – начальник отдела ГУО «Витебский областной институт развития образования»

Шакель Павел Антонович – учитель информатики УО «Браславская государственная гимназия»

Курс по выбору, факультативный курс «Язык программирования Компонентный Паскаль в среде программирования BlackBox» позволяет сформировать у обучаемых основные понятия алгоритмизации и программирования, имеет развивающий характер, способствуя формированию алгоритмического стиля мышления, логики рассуждения, умений формализации задачи и составления алгоритма ее решения. Является вводным в языки программирования.

По усмотрению учителя темы курса могут быть разорваны.
Первая часть изучается в 5-10 классах, а вторая – в 8-11 классах.
После изучения первой темы могут изучаться другие факультативы связанные с программированием.

(* Оригинал документа находится в собрании отрецензированных и утвержденных Минобразом Беларуси программ факультативов в архиве Национального института образования Республики Беларусь и доступен с официального сайта НИО: http://www.adu.by/modules.php?name=News&file=article&sid=770.

Для обсуждения программы на форуме Информатики-21 заведена ветка.
К обсуждению приглашаются все, кто может содержательно высказаться.
*)


Пояснительная записка

Цель курса:
заложить основы алгоритмической культуры школьников в процессе решения на компьютере задач;
развивать алгоритмическое мышление учащихся с использованием нового языка объектно-технологического программирования Компонентный паскаль.

Задачи курса:
формирование знаний учащихся в области основ и методов алгоритмизации и программирования;
формирование и развитие интереса учащихся к технологиям и методам создания программ для обработки информации;
подготовка учащихся к совместной деятельности для решения различных практических задач.

Дополнительные параметры:
Изучение языка программирования Компонентный Паскаль и среды программирования BlackBox.

Учащиеся знакомятся со средой BlackBox, с языком Компонентный Паскаль, при этом используются программы ввода-вывода информации, формы, элементы формы (кнопки, флажки, списки и т.д.).

Одна из задач школьного образования, связанного с применением компьютеров – популярное изложение важнейших понятий современной науки об алгоритмах.
Данный курс предполагает изучение основ практического программирования с целью на практике показать, как решаются с помощью программирования те или иные задачи из различных областей науки.

По итогам обучения учащиеся

должны знать:

• как описываются и представляются в памяти массивы и строки;
• как происходит передача параметров в процедурах и функциях.

должны уметь:

• организовывать ввод-вывод данных в среде BlackBox;
• описывать и инициализировать массивы, строки;
• программировать на языке Компонентный Паскаль и вести отладку (простейших) программ.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий

Для проведения уроков могут быть использованы различные формы. В каждой конкретной ситуации учитель может самостоятельно выбирать те методы обучения, которые наиболее полно отвечают поставленным задачам и позволяют достигать намеченных целей.

В учебном процессе должно быть уделено особое внимание самостоятельной работе учащихся – решению домашних заданий, проработке дополнительного учебного материала, разбору готовых решений.

Содержание

1. Компонентный Паскаль. Среда BlackBox

История создания. Введение в язык программирование Оберон.
Программирование на Компонентном Паскале в среде программирования BlackBox

 Рабочий стол, рабочий журнал, шрифты, сохранение параметров настройки.
 Настройка среды программирования, рабочие папки (каталоги), создание ярлыков, установка шрифтов по умолчанию.
 Первая программа, структура, синтаксис. Обязательные требования к среде выполнения.
 Словарь и изображение. Операции и ограничители. Комментарии.
 Описание модуля, описание процедуры, компилирование, типичные ошибки.
 Описания и правила видимости. Предопределенные процедуры.
 Выполнение программы, коммандер, работа с рабочим журналом, клавиша F5.
 Импорт модулей. StdLog, Math, Strings и других. Получение справки по модулю.
 Работа с StdLog, очистка журнала, открытие журнала, использование документации.
 Типы данных, описание. Переменные и константы. Описания типов. Основные типы. Описания переменных. Выражения. Программирование линейных алгоритмов, математические формулы. Ввод и вывод данных в данных, In, StdLog, Out.
 О процедурах и модулях. Создание первых модулей. Процедура. Вызов процедуры.

Логические операции. Организация ветвления

 Условный оператор IF
 IF условие THEN команды END;
 IF условие THEN команды ELSE команды END;
 IF условие THEN команды ELSIF условие THEN команды END;
 Оператор выбора CASE
 Решение задач с использованием операторов ветвления и выбора.

Циклические алгоритмы

 Цикл с условием продолжения (WHILE).
 Цикл с условием окончания (REPEAT).
 Цикл с шагом (FOR).
 Безусловный цикл LOOP.
 Операторы возврата RETURN и выхода EXIT.
 Решение задач с использованием циклических алгоритмов. Массив.

Описания дополнительных процедур

 О порядке определения процедур в модуле.
 Формальные параметры, Локальные и глобальные переменные константы.
 Процедуры-функции.
 Использование модулей для программирования олимпиадных задач. Ввод и вывод из файла.
 Решение задач с использованием подпрограмм.

2. Объектно-технологическое программирование на Компонентном Паскале в среде программирования BlackBox

Формы в среде программирования BlackBox

 Создание первых форм.
 Элементы форм. Переключатели, кнопки, поле ввода.
 Простые командные кнопки. Модуль с двумя выполняемыми процедурами без параметров (у кнопок нет параметров). В диалоге каждой процедуре соответствует кнопка.
 Поле ввода для цепочки литер. Диалог с одной кнопкой и одним полем ввода для цепочки литер.
 Поле ввода для целого. Диалог с одной кнопкой и одним полем ввода для целых чисел.
 Диалог с обновляемым результатом. Вычисление и обновление значений в новом окошке диалога.
 Моментальный ввод в формах. Notifier (обновление результата "на лету", без нажатия кнопок).
 Check box, связанная с BOOLEAN. Check box, связанные с логическими переменными. (Особенности использования данных типа RECORD; показывать учащимся при условии изучения структуры данных RECORD.)
 Check box, связанная с SET. Check box, связанные с множеством. Выбор.
 Radio button. Выбор из раскрытого списка.
 List box. Выбор из раскрывающегося списка.
 Selection. В диалоге можно выбрать одновременно несколько вариантов из списка (Ctrl+щелк или Shift+щелк).
 Combo. Combo box. Выбираем один из предусмотренных вариантов или задаём свой.

Ожидаемые результаты

После успешного прохождения учебного материала учащиеся получат представление:

• о языке программирования Компонентный Паскаль;
• о среде программирования BlackBox;
• об этапах решения задачи, приемах решения логических задач;
• об алгоритме как строгой последовательности решения задачи в виде шагов, которые понятны исполнителю и могут быть им выполнены.

Изучение данного курса предполагает:

• развитие познавательных способностей школьников;
• формирование у них алгоритмического мышления;
• получение реального опыта творческой и исследовательской деятельности;
• повышение интереса учащихся к программированию.


Ссылки

1. http://informatika-21.su – сайт проекта Информатика-21.

2. http://oberoncore.ru – BlackBox в России.

3. http://oberon2005.oberoncore.ru - Европейский центр программирования.

4. http://wiki.oberoncore.ru

5. http://forum.oberoncore.ru

Рекомендуемая литература

1. Гуденко Д., Петроченко Д. Сборник задач по программированию./ Д. Гуденко, Д. Петроченко – Питер 2003. – 471 с.

2. Вирт Н. Алгоритмы + структуры данных = программы / Н. Вирт. – М.: Мир, 1985. – 406 с.

3. Котов В.М. Информатика. Методы алгоритмизации / В.М. Котов, О.И. Мельников. – Мн.: Народная асвета, 2000. – 221 с.

4. Окулов С.М. Основы программирования / С.М. Окулов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 440 с.

5. Окулов С.М. Программирование в алгоритмах / С.М. Окулов. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. – 341 с.
 

ИНФОРМАТИКА-21

Эксперимент в Республике Беларусь