Наука — Школе  | 
  
Высказывания А. П. Ершова на эту тему нашел
И. Е. Ермаков (см.
форум).
Речь о докладе «Компьютеризация школы и математическое образование», 
сделанном на Шестом международном конгрессе по математическому образованию 
(ICME-6, 1988). 
Манускрипт: 
http://www.ershov.ras.ru/archive/eaindex.asp?lang=1&did=3444
Сначала даются цитаты, потом комментарии к ним.
 
Цветом выделены наиболее значимые фрагменты; цветовые корреляции соответствуют смысловым.
с. 3 <анонс «союза»>:
В заключении я пытаюсь показать, что союз трёх фундаментальных учебных дисциплин - языка, математики и информатики - образует нераздельную основу современного образования.
сс. 36, 37 <обещанная на с.3 попытка>:
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. БРАТСКИЙ СОЮЗ МАТЕМАТИКИ, ИНФОРМАТИКИ И ЛИНГВИСТИКИ
Я рискну дать ещё одно, ограниченное, но очень важное, как мне кажется, определение информатики: информатика — это наука о правилах целеустремлённой деятельности. Это определение становится просто справедливым, если ... мы признаем компьютер в соответствии с тезисом Чёрча и тьюринговым понятием универсальной машины (с оракулом) всеобъемлющей моделью целеустремлённой деятельности.
Если мы хоть отчасти согласимся с этим, то сразу обнаружим, что новорождённая информатика по праву входит в братский (если по-русски, то сестринский) союз с математикой и лингвистикой, закладывая в школьное образование опорный треугольник развития главных проявлений человеческого интеллекта:
- способность к обучению;
- способность к рассуждению и
- способность к действию.
Дисциплина действия так же нужна 
человеку, как дисциплина ума и 
дисциплина речи.
Упражняясь в управлении компьютером, человек вырабатывает способность управлять 
собой. 
Понимая, как компьютер решает задачу, он сохраняет это понимание в себе. 
Наблюдая катастрофы в искусственных мирах, он многократнее и безопаснее для себя 
вырабатывает опыт сопоставления решений и их последствий. 
Иными словами, я верю, что информатика позволит преодолеть созерцательность, 
рефлексивность и некоторый инфантилизм современного интеллектуального 
образования школьников. 
Возможно, такой вывод покажется кому-нибудь слишком максималистским, да и не 
хотелось бы представлять компьютер как панацею, но если мне удалось разделить с 
вами хотя бы долю энтузиазма, который движет школьную информатику, я могу 
считать свою задачу выполненной. 
 
Приводимые ниже комментарии касаются исключительно трехчленной формулы в трактовке А.П.
1.
А.П., как и все серьезные специалисты, видит очевидную связь языка программирования и естественного
языка. В частности, формальные 
грамматики возникают при описании того (нормальные формы Бэкуса) и другого 
(порождающие грамматики Хомского), что объясняет появление в 
его тексте «лингвистики». 
Но дальше «язык» у него связывается со «способностью к обучению» (?) и «дисциплиной 
речи».
2.
Понятие «дисциплины» привычно ассоциируется с 
математикой. Идущий от Дейкстры 
концепт «дисциплина программирования» тоже понятен. Распространение же на третий 
терм формулы — «дисциплина речи» — уже оставляет впечатление искусственности 
(что имеется здесь в виду: отсутствие сорных слов? грамматическая полнота 
высказываний? умение не перебивать собеседника?). Как минимум, имеет место узковатое понимание роли языковых школьных предметов по сравнению, скажем, с 
идеями Реформы 1871 г.
3.
Определение информатики, 
предлагаемое А.П. во втором из отрывков, имеет очевидный прообраз, деформацией 
которого оно является: Эдсгер Дейкстра настойчиво характеризовал 
программирование как целенаправленную деятельность в 1975 г. в книге «Дисциплина 
программирования», причем характеризовал не вообще, а растолковывая конкретный 
аспект своего формализма (вывод программ из постусловий). 
А.П. говорит об информатике, а Дейкстра — о программировании. Но действительно, именно программирование для А.П. образует центр школьной 
информатики, и это правильно, если делать школьную 
информатику тренажером интеллекта.
Однако смысл, связываемый с понятиями действия/деятельности, у А.П. и Дейкстры, 
очевидно, 
 
разный. И смещение смыслов, которое возникает у А.П. по сравнению с 
Дейкстрой, не представляется оправданным. 
В самом деле, «действие» в программировании — все-таки специфическое: 
выстраивание программы. Либо речь можно вести о действиях исполнителя, которым 
управляют с 
помощью программы. 
А вот взять и обобщить «действие» и «улететь» до созерцательности, инфантилизма 
и т.п., — это проходит уже по разряду некорректных обобщений. Что есть одна 
из распространеннейших ошибок, особенно характерная для случаев, когда люди непременно хотят 
говорить красиво.
В конце А.П. совсем уж увлекается («я верю ...»); не самый 
лучший способ «показать» что-либо.
 
Утверждение, что математика и язык суть опоры среднего образования, — популярный мем. И в тексте А.П. нет ничего более глубокого, чем пара более-менее очевидных ассоциаций на эту тему. А вглубь идти есть куда.
Что программирование имеет родство и с математикой, и с «языком», — тоже вполне очевидно. Но снова в тексте А.П. нет ничего на эту тему сверх очевидностей.
Но раз родство есть, то А.П. придумывает словесное оформление — «братский союз». «Союз» скрепляется словом «дисциплина», против которого возражать трудно.
Геометрическую красоту конструкции придает «треугольник». Но в содержательном плане непонятно, почему треугольник, а не простая цепочка из трех узлов (как оно и есть на самом деле).
Короче говоря, популярные мемы, очевидные связи и достаточно поверхностные аналогии скомбинированы в зажигательную речевку с помощью хотя и «братского», но искусственного «треугольника», скрепленного на живую нитку «дисциплины».
Трудно считать, что тема раскрыта.
Наука — Школе  |