«Чем нас больше соберется,
тем нам будет веселей» |
Участники
Cписок
участников не является полным -- не всегда известны точные координаты и фамилии
преподавателей, использующих в курсах Оберон/Компонентный Паскаль. Например,
известно о трех или четырех школах в Москве, где используется Блэкбокс, но по
Уралу и Сибири информации меньше, хотя там есть значительная активность. Мы
будет собирать такую информацию — и давать ссылки на преподавателей, публично
объявивших о своих планах по использованию Оберона/Компонентного Паскаля.
Учителя, подумывающие о том, чтобы сделать «шаг в
сторону», опасаются непонимания местного начальства.
Опыт показывает, что такие
проблемы на корню устраняются
официальным письмом
(на официальном бланке с регистрацией, круглой печатью, подписью директората
одного из головных институтов РАН)
с просьбой о поддержке
участника проекта, в адрес местного начальства (директор школы +
вышестоящий методист).
Опытные администраторы
ценят подобные документы.
Для организации такого письма следует написать в проект:
info21@inr.ac.ru
Ермаков И.Е.
Колосов
Д.Н.
Кондратович А.Б.
Куприн О.И.
Лукин В.Н.
Меркулова О.Е.
Попков А.И.
Потопахин В.В.
Рюмшин Б.В.
Скасырская А.К.
Соболевский А.Н.
Темиргалеев Е.Э.
Ткачев Ф.В.
Цвелая И.А.
Чернышов Л.Н.
Шакель
П.А. Координаторы
Консультанты
Переводчики
Программисты
*Авторы
Родственные проекты
|
Проект Информатика-21 — это «движение масс», в
котором участвует, в разной форме, довольно много людей.
Некоторые из них берут на себя роль координаторов. Другие — в силу особой
квалификации — называются консультантами. Есть еще переводчики документации, а
также программисты, сопровождающие и развивающие основные пакеты. Есть и просто
активные участники форума, иногда известные только под ником или совсем
анонимные. Есть компании и просто индивидуумы, владеющие
административными рычагами, и осуществляющие поддержку разных частей
проекта.
Наконец, есть просто преподаватели, использующие Обероны в своих курсах.Поэтому
жестких правил, стесняющих деятельность участников, не может быть. Есть только естественные пожелания общего характера:
- Участниками проекта могут объявить себя (обратившись к одному из
координаторов) преподаватели или организации образования —
или даже "учебные мероприятия", — связанные с программированием,
в которых используется или планируется к использованию
любой диалект Оберона (например, Компонентный Паскаль,
ETH Oberon и т.п.),
или которые способствуют целям проекта другими способами (например, летняя
школа, цикл статей и т.п.)
- Если это курс, то не обязательно программирования, это
может быть курс численного анализа или лабораторный практикум, где студентам
нужно производить обработку данных, и т.п. Простота Оберона/Компонентного
Паскаля делает его идеальной платформой для подобных целей: в высшей степени
положительный опыт такого рода в мире есть.
- Желательно, чтобы участники проекта делились опытом с
коллегами, любыми способами — например, через
форум.
-
Идеальным итогом проекта можно было бы
считать прокомментированные наборы образцовых программ для разных вариантов
курса программирования.
- Не предполагается, чтобы кто-либо из участников нёс
какие бы то ни было финансовые и прочие обязательства в отношении других участников и проекта в
целом.
|
Информация об участниках приводится в порядке присоединения к проекту.
- Спецкурс "Введение в современное программирование" на физическом факультете МГУ,
с весны 2001 г. в рамках подготовки будущих физиков-теоретиков для научной
работы в физике элементарных частиц. Первоначально
односеместровый спецкурс кафедры теоретической физики (зав. акад. А.А.Славнов),
автор Ф.В.Ткачев. Ввиду высокой
посещаемости приобрел характер курса для всех желающих.
С осени 2006 г. курс введен в качестве годового в план кафедры
квантовой статистики (зав. акад. В.Маслов), авторы А.Н.Соболевский и
Ф.В.Ткачев.
Продолжительность: один семестр.
Формат: одна двухчасовая лекция + 7 часов занятий в компьютерном классе в
неделю.
Отзыв слушателя первого издания курса (2001).
- Лицей Научного центра РАН в г. Троицке, Моск. обл. (директор
Н.П.Кучер).
Экспериментальный курс
в формате обычного школьного курса информатики (2 часа в неделю) в
физико-математическом классе проводился с осени 2001 г.
по весну 2004 г.
С декабря 2007 по примеру белорусских коллег начались
занятия в группе 5-классников (преподаватель О.А.Леденева).
Подробнее об эксперименте.
Подробнее о троицком лицее.
- Межшкольная группа "Лидер" для одаренных детей при ГорУО г.
Стрежевого Томской области.
Курсы программирования ведет А.И.Попков (26
старшеклассников в 3-х группах).
Поддержка: Стрежевское ГорУО (куратор Е.А.Веревкина)
и компания Сибинтек (директор филиала
В.И.Дурнев). Формат:
2-часовые занятия по выходным дням. Обучение на Компонентном Паскале в среде
Блэкбокс для добровольцев с февраля 2003 г., полный переход с осени 2003 г.
С 2007 г. эксперимент переехал в Томск вместе с А.И.Попковым (о томской части
см. ниже).
- Ошский технологический университет (г. Ош, Кыргызская
Республика; ректор акад. Ж.Ш.Шаршеналиев). Новаторская программа
систематического обучения программированию на основе ETH Oberon
под ОС Linux с использованием проектов
open source. Начало — осень 2003 г. Цель — подготовка
высококвалифицированных профессиональных программистов в общем контексте
экономических реформ, проводимых в Республике, и с опорой на систему
математического образования, унаследованную от СССР. Организатор проекта:
Кубанычбек Тажмамат уулу. Сайт
проекта.
- Орел. Курсы на платформе Блэкбокса. Поддержка:
ООО "Метасистемы" и НПО "Тесла".
Лицей N1 им. М. В. Ломоносова
Факультативный курс
программирования для учащихся 10-11 классов, c 2005
уч. г. Автор
И.Е. Ермаков.
Орловский государственный университет
«Элементы абстрактной и компьютерной алгебры» для
студентов учительских специальностей ОГУ, первое полугодие 2005-2006 уч. г.
Автор Б.В.Рюмшин.
«Высокоуровневые
методы программирования» для студентов специальности Прикладная информатика (в
экономике)
(Речь идет об эконометрике, где постоянно нужно выполнять быструю
прикидочную обработку статистических данных небольших объемов. Для подобных
задач -- как и для аналогичных задач в физике и т.п. -- обероноподобные
системы подходят идеально благодаря концепции «текста как интерфейса»,
особенно при исследовании нелинейных моделей, ср. В.К.Семенычев,
«Идентификация экономической динамики на основе моделей авторегрессии», 2006.
-- Прим. info21.)
Экспериментальную версию курса прочел весной 2007
Е.Э.Темиргалеев. C 2008 и по наст. время
курс читает Б.В.Рюмшин. Также Б.В.Рюмшин читает
следующие курсы:
«Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий».
С осени 2010 на 1 курсе "Информатика и программирование" (вводный курс
программирования).
С весны 2011 курсы "Базы данных" и "Системное и прикладное программное
обеспечение".
И.Е.Ермаков прочел следующие курсы:
Спецкурсы для студентов физико-математического факультета:
"Программное конструирование" (2006-2007 гг.)
"Современное системное программирование" (2007-2008 гг.)
Технологический институт ОрёлГТУ, И.Е.Ермаков, с 2008:
Основные дисциплины специальности СПО 230105 "Программное обеспечение
вычислительной техники и автоматизированных систем":
- "Основы алгоритмизации и программирования"
- "Технология разработки программных продуктов"
- "Основы построения автоматизированных информационных систем"
- "Программное обеспечение компьютерных сетей"
- Московский
авиационный институт (МАИ), факультет прикладной математики и физики. В
рамках курса "Системное и прикладное программное обеспечение"
(сайт), в теме "Методы комплиляции"
изучаются Оберон, Компонентный Паскаль и среда Блэкбокс как образец системы
программирования.
Автор курса: Л.Н. Чернышов, доцент кафеды вычислительной математики и
программирования.
-
В.Н.Лукин, лауреат конкурса
Правительства Москвы «Лучший доцент Москвы» (2005 г.).
Курсы, читаемые в МГППУ (Московский государственный
психолого-педагогический университет) с использованием Компонентного
Паскаля/Блэкбокса:
«Высокоуровневые методы информатики и программирования»;
«Теория вычислительных процессов и структур» (совместно Л.Н.Чернышовым);
«Практикум про проектированию программных систем для аспирантов.
Дополнительные главы курса по высокоуревным методам программирования»
-
Широкомасштабный
эксперимент по внедрению Компонентного Паскаля в средних школах Республики Беларусь. Руководитель проекта —
А.Б. Кондратович,
нач. отдела Витебского областного института повышения квалификации учителей.
Подробнее здесь.
С 2007 г. вслед за Витебской областью к эксперименту присоединилась
Гомельская.
- Занятия
по программированию в основной сельской школе, Новосибирская обл.
Руководитель —
Олег
Иванович Куприн, Кругликовская школа Болотнинского района Новосибирской
области.
- Хабаровская
школа программистов (www.lotos-khv.narod.ru). Четырехуровневый учебных
процесс, от нуля до уровня разработчика. Руководитель — педагог
дополнительного образования В.В. Потопахин,
автор ряда учебников. Выдержка из письма
Валерия Витальевича нашему координатору А.И.Попкову:
«... Я решил перевести школу на Компонентный Паскаль в
течении 1-1.5 лет. ... У нас
принято многоязычие, это так, но первый язык это особая вещь,
я уже несколько лет подумывал о смене, и вы мне как раз вовремя встретились.
Так что можете рассматривать Хабаровскую школу программистов, как союзника в
продвижении КП/ББ.»
-
Жилин С.А., учитель информатики Средней
общеобразовательной школы с гимназическими классами № 887, г. Москва.
Компонентный Паскаль и среда Блэкбокс используется в качестве дополнительной
основы для преподавания основ алгоритмизации и программирования в средней и
старшей школе (8-11 классы математического и экономического профиля) в
следующих формах:
1) Учебные проекты учащихся в 10-11 классах (средства реализации — КП+ББ) —
аналог курсовой работы в среднем образовании;
2) Учебная тема «Основы объектно-ориентированного и компонентного
программирования» (2 триместра для учащихся 11 класса);
3) Элективный курс для учащихся 9-11 классов.
- Томск
ТГУ, факультет информатики,
Группа первокурсников, ведет доцент
А.И.Попков.
Общее руководство, подготовка пособий
и т.п.: зав. каф. Ю.Л.Костюк и проф. И.Л.Фукс.
Школьники........ А.С.Ильин, А.И.Попков.
Олимпиады........ А.С.Ильин, Р.Чаднов.
Компания Элекард.......
Мариинская гимназия-интернат (А.И.Попков)
- Московский областной общественный фонд новых технологий
в образовании «Байтик»
(с октября 2008 г.)
Группы программирования
начинающих и продолжающих, отделение Байтик-4.
Ведут И.А.Цвелая и Ф.В.Ткачев.Подробней.
- Гуманитарный колледж «Перспектива»
(г. Троицк, январь 2009 г.)
Две группы по 10 учащихся,
еженедельные занятия по полтора часа.
Колледж испытывал проблему с преподаванием программирования,
которое стоит в учебном плане, но с учетом не-математической ориентации
учащихся эффективного курса (Турбо Паскаль, Дельфи) построить не получалось.
Вариант обкатанной на 5-классниках программы, модифицированный с учетом более
старшего возраста (более высокий темп) представляется в данный момент
оптимальным.
Занятия провели И.А.Цвелая и Ф.В.Ткачев. К
сожалению, форс-мажорное закрытие колледжа не позволило довести дело до конца.
-
Меркулова Ольга Евгеньевна, школа №48 г.
Орла, учитель математики, преподает информатику 3-й год. В данный момент
Блэкбокс (лицейская сборка) используется в теме «Алгоритмы
и исполнители» в 8-9 классах вместо Турбо
Паскаля:
— 8 класс - "черепашка" (с учетом весьма удачного свежего
опыта);
— 9 класс - составление простых программ на Компонентном
Паскале.
-
Колосов Дмитрий
Николаевич, преподаватель информатики, Югорский физико-математический лицей,
г. Ханты-Мансийск. Спецкурс "Объектно-ориентированное программирование на
Компонентном Паскале в среде BlackBox Component Builder" для учащихся 10-11
классов.
Для контактов: Dmitry.Kolosov@gmail.com
Из интернет-форумов известно об использовании Оберонов (обычно это Блэкбокс)
в своих курсах рядом преподавателей, предпочитающих
по каким-либо причинам не объявляться у нас.
Убедительная просьба по-возможности
сообщать нам подобную информацию — это не наложит на вас никаких обязанностей,
но сильно облегчит жизнь другим учителям (даст аргументы для убеждения местных
руководителей образования).
Программисты
Вклад программистов-добровольцев — русификация, олимпиадные примочки,
примеры, игры и т.п. — очень велик и весьма важен. Вот программисты, нигде
больше в наших списках не отмеченные, но сделавшие очень и очень важные вещи:
- И.А.Дехтяренко (Брянск)
- И.Н.Горячев (Магадан)
- ketmar (Украина)
- А.С.Ильин (Томск)
Деятельность по сопровождению
Блэкбокса осуществляется группой закрытого форума сайта
http://OberonCore.ru/ в координации с авторами Блэкбокса —
компанией Oberon microsystems.